Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 (ред. от 25.12.2012) «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единого таможенного тарифа Таможенного союза» на территории Таможенного союза начал свое функционирование Единый таможенный тариф Таможенного союза (ЕТТ ТС).
от 25 000 руб.
ЕТТ ТС — свод ставок ввозных таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на единую таможенную территорию Таможенного союза из третьих стран, систематизированных в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС).
Данный документ окончательно не сформирован, он постоянно обновляется и дополняется. Кроме того, отдельные положения ЕТТ ТС могут применяться с ограничениями на территории стран-участниц Таможенного союза. ЕТТ ТС предусматривает предоставление таможенных льгот, тарифных преференций в отношении товаров, импортируемых из стран, с которыми подписано соглашение о предоставлении тарифных преференций. Помимо тарифных преференций, предоставляемых в отношении данных товаров, законодательная база Таможенного союза предусматривает «Единую систему тарифных преференций Таможенного союза». Согласно положениям этого документа тарифные преференции предоставляются в отношении товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран.
Под тарифной преференцией понимается освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из стран, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны, или снижение ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран, пользующихся единой системой тарифных преференций Таможенного союза.
Целым рядом решений Межгосударственного Совета ЕврАзЭС утверждены списки развивающихся (около 100) и наименее развитых (около 50) стран пользователей системы тарифных преференций Таможенного Союза. Подтверждением происхождения товара из таких стран является сертификат формы А.
Также своеобразной преференцией является установление нулевой ставки по коду ЕТН ВЭД ТС на какой-либо товар. Нулевая ставка может устанавливаться как на постоянной основе, так и в качестве временной меры.
Импортируя товары с нулевой ставкой или из вышеуказанных стран, декларант безусловно рассчитывает на существенную экономию при ввозе товара.
Однако зачастую таможенный орган решает отказать в преференциальном режиме, бывает это в различных формах:
1. Отказ в принятии сертификата формы А – сам сертификат таможня принимает, но решает, что в его оформлении допущены ошибки или государственный орган страны отправителя не дал подтверждение его выдачи.
2. Решение о классификации товара, т.е. присвоение товару иного кода, причем новый код всегда предполагает доначисление таможенных платежей.
В любом случае из необлагаемого пошлинами или облагаемого минимальными пошлинами, товар становится серьезной головной болью импортера. Стоимость товара от подобных незаконных действий возрастает, что существенно снижает рентабельность импорта.
Как уже было отмечено, одним из условий предоставления тарифной преференции является наличие сертификата происхождения, который подтверждает происхождение товара, ввозимого на территорию Таможенного союза. Таможенный орган имеет право провести проверку представленных документов при решении вопроса о предоставлении тарифной преференции. Нередки ситуации, когда в сертификате происхождения, выданном страной-экспортером, содержатся различные неточности в весе брутто/нетто товара, несоответствия в подписи, нечеткие печати, исправления и помарки. Такие неточности могут послужить основанием для таможенного органа для отказа в предоставлении тарифной преференции.
Таможенный орган отказывает участнику ВЭД в предоставлении таможенной преференции и кроме того может привлечь его к административной ответственности за недостоверное декларирование, что скорее всего, повлечет за собой наложение штрафа.
Как показывает практика, единственным способом успешно защитить свои интересы в подобной ситуации является обращение в суд с заявлением о признании незаконным отказа в предоставлении тарифных преференций. Данная категория таможенных споров достаточно сложна и помощь профессионального юриста по таможенному праву просто необходима.
Юристы компании «Экспертный Консалтинг» готовы помочь Вам успешно защитить свое право на получение тарифных преференций и в дальнейшем снизить риски отказа таможенного органа в предоставлении участнику ВЭД тарифных преференций.