Говоря о таможенных спорах, следует отдельно выделить категорию судебных дел, касающихся обжалования привлечения участника ВЭД к административной ответственности в сфере таможенных правоотношений. В Кодексе об административных правонарушениях РФ (КоАП РФ) 16 Глава посвящена правонарушениям в области таможенного дела.
Следует отметить, что Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 409-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» вносятся изменения в 24 законодательных акта, в том числе в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе касающиеся 16 Главы КоАП. Как показывает наша практика, многие участники ВЭД, особенно те, для кого внешнеэкономическая деятельность не является основной, до сих пор незнакомы с этими важными изменениями. А между тем, размер штрафов, предусмотренных за совершение административного правонарушения в сфере таможенного дела, может нанести существенный урон даже крупной компании, не говоря уже о небольшой компании-импортере, для которой факт конфискации ввозимого товара (а это один из предусмотренных законом видов административного наказания) может быть настолько критичен, что попросту приводит к банкротству.
Чаще всего к административной ответственности участники ВЭД привлекаются по статье 16.2. КоАП РФ — «Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров». При этом пункт 1 ст. 16.2 КоАП РФ устанавливает ответственность за недекларирование товаров, а пункт 2 ст. 16.2 КоАП РФ за недостоверное декларирование товаров.
В виде административного наказания за недекларирование товаров предусмотрено наложение административного штрафа, сумма которого исчисляется исходя из стоимости товаров, которые явились предметами рассматриваемого правонарушения, и колеблется в пределах от 50% до 200% такой стоимости. Кроме того, товар может быть конфискован.
За недостоверное декларирование товаров предусмотрен штраф, сумма которого исчисляется исходя из суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, и также колеблется в пределах от 50% до 200% от этой суммы. Также за недостоверное декларирование товаров законом предусмотрена возможность конфискации товара, явившегося предметом административного правонарушения.
И первый вопрос, который чаще всего возникает у участников ВЭД, особенно впервые столкнувшихся с подобной ситуацией, — в чем же разница между недекларированием и недостоверным декларированием товаров?
Под недекларированием товаров следует понимать фактическое недекларирование товара, подлежащего таможенному оформлению или его части. То есть, таможенному органу не заявляется товар, подлежащий таможенному оформлению (или же не заявляется часть этого товара). Также к недекларированию товаров относятся ситуации, в которых при декларировании товарной партии, состоящей из нескольких товаров, в декларации на товары сообщаются сведения только об одном товаре или к таможенному оформлению представляется товар, отличный от того, сведения о котором были заявлены в таможенной декларации. Таким образом, мы можем говорить о заявлении декларантом либо таможенным представителем несоответствующих действительности сведений о количестве товара. Тем самым лицо не выполняет требование таможенного законодательства по декларированию и таможенному оформлению товара.
Под недостоверным декларированием товаров следует понимать заявление декларантом либо таможенным представителем несоответствующих действительности (недостоверных) сведений о качественных характеристиках товара, при этом количество товара, заявляемого к таможенному оформлению, полностью соответствует фактическому.
Необходимо отметить, что правовая грань между недекларированием товаров (часть 1 ст. 16.2 КоАП РФ) и недостоверным декларированием (часть 2 ст. 16.2 КоАП РФ) на практике зачастую настолько тонкая, что эти два самостоятельных состава административного правонарушения правильно разграничить (то есть дать верную квалификацию состава) удается только юристу с обширным опытом работы в данной сфере. Порой, даже таможенный орган при возбуждении дела об административном правонарушении и привлечении лица к административной ответственности не может верно квалифицировать вменяемое лицу административное правонарушение (то есть точно определить какой состав имеет место быть: недекларирование или недостоверное декларирование).
Только юрист, разбирающийся в тонкостях ведения дела об административном правонарушении, способен добиться прекращения дела об административном правонарушении, в том числе, основываясь на его неверной квалификации.
Так, в соответствии с п. 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 02.06.2004 г. № 10 «В случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности суд установит, что оспариваемое постановление содержит неправильную квалификацию правонарушения либо принято неправомочным органом, суд в соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ принимает решение о признании незаконным оспариваемого постановления и о его отмене».
Квалифицировать по части 1 ст.16.2 КоАП РФ надлежит административное правонарушение, при котором имело место быть «недекларирование по установленной форме (устной, письменной или электронной) товаров и (или) транспортных средств, подлежащих декларированию». Объективная сторона состава правонарушения по ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ характеризуется как бездействие — недекларирование товаров и транспортных средств, подлежащих декларированию.
В п. 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 октября 2006 г. № 18 указывается, что «при разграничении административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена ч. 1 и 2 ст. 16.2 КоАП РФ, необходимо исходить из следующего.
Частью 1 статьи установлена ответственность за недекларирование товаров и (или) транспортных средств, когда лицом фактически не выполняются требования таможенного законодательства по декларированию и таможенному оформлению товара, т.е. таможенному органу не заявляется весь товар либо его часть (не заявляется часть однородного товара либо при декларировании товарной партии, состоящей из нескольких товаров, в таможенной декларации сообщаются сведения только об одном товаре или к таможенному оформлению представляется товар, отличный от того, сведения о котором были заявлены в таможенной декларации).
Если же товар по количественным характеристикам задекларирован полностью, но декларантом либо таможенным представителем в таможенной декларации заявлены не соответствующие действительности (недостоверные) сведения о качественных характеристиках товара, необходимых для таможенных целей, эти действия образуют состав административного правонарушения, предусмотренный ч. 2, при условии, что такие сведения послужили основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера».
Таким образом, при проведении мер таможенного контроля таможенным органом может быть выявлено несоответствие количественных или качественных характеристик товара, предъявляемого к таможенному оформлению, и таможенный орган возбуждает административное дело. Мы настоятельно рекомендуем нашим клиентам в случае отсутствия у них уверенных знаний таможенного и административного законодательства, а также отсутствия практического опыта поведения в подобных ситуациях, обратиться за помощью к профессиональному юристу, обладающему необходимыми навыками.
Как показывает наша практика, успешная защита по делам об административных правонарушениях в сфере таможенного дела во многом зависит от грамотной тактики поведения лица, в отношении которого инициируется административное расследование, еще на этапе возбуждения административного дела, а иногда даже на том этапе, когда только появляются признаки того, что такое дело может быть возбуждено. Если прекратить административное дело на этапе административного расследования не представляется возможным, а лицо, в отношении которого возбуждено такое дело не согласно с фактом данного правонарушения, у него есть право обратиться в суд с заявлением об отмене постановления и признании незаконным привлечение к административной ответственности. В данной ситуации необходимо учитывать сроки обжалования Постановлений по делам об административных правонарушениях. Указанный срок составляет 10 дней, и именно в этот срок юрист должен подать мотивированное заявление в суд о признании Постановления незаконным.
Обращаем внимание, что при рассмотрении дел данной категории заявители часто не согласны с размером штрафа, определенного таможенным органом в качестве вида административного наказания. Таможенный орган определяет размер штрафа, исходя из заключения эксперта, проводящего оценку рыночной стоимости товара. И как часто происходит на практике, результаты экспертизы, проводимой таможенным органом и определяющие рыночную стоимость товара, могут значительно отличаться от реальной стоимости товара, а соответственно и размер административного штрафа исчисляется достаточно крупными суммами. Судебное оспаривание результатов заключения такой экспертизы может послужить основанием для снижения размера штрафа. Важно понимать, что грамотная юридическая работа с результатами экспертизы может сыграть решающую роль в вопросе снижения размера административного штрафа и в подобном вопросе сложно переоценить помощь профессионального юриста.
Помимо штрафных санкций, положения статьи 16.2 КоАП РФ предусматривают возможность ареста и конфискации товара, явившегося предметом административного правонарушения. Экономические последствия ареста и конфискации товара, а также возможная его последующая реализация могут привести к серьезным убыткам для компаний и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых была применена данная форма административного наказания. Заметим, что причиненный таможенными органами или их должностными лицами вред, может быть также предъявлен к взысканию в судебном порядке, в том случае если привлечение к административной ответственности будет признано незаконным.
В зависимости от обстоятельств каждого конкретного дела, усилия юристов могут быть сосредоточены как на прекращение административного дела, так и на значительное смягчение административного наказания. Юридическую перспективу той или иной тактики поведения может объективно оценить только юрист, имеющий практический опыт ведения подобных дел, в том числе в сложных и нестандартных ситуациях.